Фильм «Никто не узнает» (2004), микрорецензия

Раз уж в Каннах такое внимание было уделено режиссеру Хирокадзу Корээда (он в этом году получил Золотую пальмовую ветвь), думаю, стоит рассказать об одном из его фильмов. Тем более, заполучивший награду «Магазинные воришки» еще неизвестно когда будет доступен для широкой публики, а в его фильмографии достаточно картин, чтобы познакомиться с режиссером уже сейчас. Поэтому сегодня говорим про фильм «Никто не узнает» 2004-го года.

Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о не совсем обычной семье, живущей в Токио. Честно говоря, не хочется рассказывать, в чем именно заключается необычность. Хотя это и показывается в первые же 10 минут, но если вы узнаете про это именно из фильма, а не от меня, то эффект будет, думаю, значительно сильнее.

Чем заканчивается фильм читайте в конце поста!

Вообще, очень сложно рассказывать про «Никто не узнает», потому что значительная часть атмосферы фильма держится именно на том, что зрителю рассказывается история, которую он поначалу вряд ли ожидает услышать. Любые детали завязки грозят погубить интерес во время просмотра. Кино начинается без суеты, однако старательно добивается от зрителя реакции типа «Ах, вот оно что…».

Но и продвигаясь глубже в повествование, фильм все еще подкидывает сюрпризы: чаще всего герои ведут себя именно так, как и хочется, чтобы они поступили, но в какой-то момент перед ними стеной возникает внешний мир со своими сложностями и препятствиями, которые ни герои, ни зритель обычно не могли предположить изначально; а в другие моменты герои ведут себя совершенно по-своему, и зрителю остается только наблюдать, стараясь понять их мысли и чувства.

«Никто не узнает» это очень неторопливый внешне фильм. Все происходит будто бы само собой, будто бы все так и должно быть. Но смотреть на это спокойно, конечно, совершенно невозможно, потому что и интересно, чем же все закончится, и тревожно от мысли вроде «Люди честные, да что же это делается-то!..». И это противоречие между тем, как все подается и как это воспринимается, составляет какую-то важную суть фильма.

Прямо сейчас в кинотеатрах идет другой фильм Хирокадзу Корээда «Третье убийство». Его, конечно, тоже можно посмотреть, но для понимания, за что же режиссер получил награду, наверное, лучше подойдет именно «Никто не узнает». В удостоенных премии «Магазинных воришках» тоже в центре повествования необычная семья, живущая не совсем обычной жизнью. Видимо, автор умеет рассказывать подобные истории.

Чем заканчивается фильм «Никто не узнает» (спойлер!)

Окончание у фильма не совсем очевидное, поэтому многие после просмотра задаются вопросом, в чем же смысл концовки. Если вы не смотрели фильм, то отложите чтение того, что написано дальше!

Итак, во время отсутствия старшего брата Акиры младшая сестренка Юки неудачно падает и умирает. Дети кладут тело сестренки в чемодан, добираются до аэропорта Ханэда и в его окрестностях погребают маленькую девочку.

Фильм заканчивается сценой возвращения детей домой. Эту сцену каждый зритель может понять по-своему. Наиболее реалистичный вариант — через какое-то время детей все-таки заметят или же нужда заставит их обратиться за помощью, например, в полицию, и их под опеку возьмут социальные службы. На возвращение матери едва ли стоит рассчитывать. Но если очень хочется, то можно и представить, что их мама вскоре вернется и «спасет» их из бедственного положения — вот только хэппи-эндом с такой матерью это назвать никак не получается.

Можно понять этот финал и как своего рода урок от режиссера. Не так уж важно, что дальше случится с героями фильма. Они всего лишь персонажи (да, созданные на основе реальных людей, но сильно от них отличающиеся). Важно, чтобы зритель задумался о том, а нет ли таких детей в его окружении. Не является ли он сам тем, кто почему-то никак «не узнает» то, что было бы очевидно, если бы он обратил немного внимание на жизнь вокруг.


Опубликовано

в

от

Комментарии

Добавить комментарий