Мысли и переживания зрителей «Евангелиона» из 1997 года

Недавно вышел Evangelion 3.0+1.0, который вроде как должен стать заключительным фильмом в серии Evangelion. Выход сопровождался огромным успехом, и в день премьеры кинотеатры в Японии посетило более полумиллиона человек.1Об этом студия khara писала в своем твиттере.

Самое время вспомнить, как проходила премьера фильма The End of Evangelion в 1997 году. Для этого посмотрим репортаж того времени:

https://www.youtube.com/watch?v=A6aTtQED_D8
Репортаж японского телевидения «Феномен Евы» (エヴァ現象) о выходе аниме The End of Evangelion, 1997 год, лето

Примечание: Дальше идет выдержка из этого репортажа. Переведены только отдельные высказывания, которые показались мне наиболее важными. Я постарался сохранить главные мысли, не раздувая текст. Цифры в квадратных скобках — таймкоды, чтобы можно было ориентироваться по видео.

[0:00] Репортаж начинается с кадров возле кинотеатра в токийском районе Гиндза. 18 июля, 8 часов утра. До начала показов еще один день, но уже собирается сидячая очередь. К полудню она достигает 300 человек.

Журналисты обращаются к 4 парням в начале очереди. Те говорят: «Интересно посмотреть, чем же завершится Evangelion».

1997: «Интересно посмотреть, чем же завершится Evangelion»
2021: «Интересно посмотреть, чем же завершится Evangelion»
(из комментариев на ютубе)

Evangelion стал причиной, по которой эти четыре 15-летних старшеклассника стали друзьями.

Показывают, что один из них даже решил начать рисовать сам, вдохновившись «Евангелионом».

«Evangelion очень интересный и оставляет сильное впечатление. Поэтому мне захотелось услышать, а что же о нем думают другие. Благодаря просмотру в моей жизни появилось много нового.»

Парни делятся мыслями, над которыми они начали глубоко задумываться после просмотра:

«А гожусь ли я для чего-то»
«В чем смысл моего существования»
«Мне кажется, что в моей жизни нет людей, которые нуждаются во мне»

[3:35] Показывают их 30-летнего преподавателя математики с курсов, который тоже увлечен Evangelion’ом. Он старше своих учеников в 2 раза, но интерес к этому аниме стирает между ними границы в общении.

Показывают, как этот учитель приходит домой, где его ждут жена и 2 ребенка. У них есть видеокассеты с Evangelion’ом. Диктор говорит, что время от времени они смотрят его всей семьей.

Этот учитель также переписывается через интернет с другими фанатами. Показывают экран компьютера, который заполнен большим сообщением с рассуждениями о 4 элементах (огонь, вода, земля и воздух), которые используются в RPG-играх и которые пришли из древнегреческой философии. Также он приводит цитату какого-то немецкого ученого (имя и цитату разобрать не удалось, но что-то про квадраты в природе).2Примечание: честно говоря, кажется, что именно это сообщение не очень-то относилось к «Евангелиону», но все равно приятно видеть нерд-обсуждения из 97-го

[6:10] Ночью 18 июля 1997 года начались показы The End of Evangelion. Показывают молодых людей, которые, наконец, смогут увидеть, чем же завершится их любимое аниме.3Мы почти 24 года спустя можем лишь улыбнуться

Первые слова после просмотра: «Пока что это совсем не уложилось в моей голове».

Рассуждая о том, какие мысли вызвало аниме в целом, 15-летний герой говорит: «Осознаешь, что жизнь это сложная штука.»

[7:50] Начинают показывать косплей-фестиваль в Токио (обозначен как Cosplayers Convention). Выглядит это как гигантская дискотека, где танцуют сотни молодых людей, одетых как персонажи из аниме. Значительную часть составляет косплей по Evangelion.

Берут интервью у девушки в косплее Аски: «Я люблю, что у персонажей есть свой характер и очарование. А также по сравнению с другими аниме содержание более глубокое.»

Девушка в косплее Мисато: «Много моментов, когда можно посочувствовать персонажам и мелочам жизни, которые тревожат их.»

Парень в костюме Лилит: «Мне нравится, что это мрачное произведение. Показаны темные стороны людей. Обычно это не изображают.»

Девушка в косплее Рей: «Меня притягивает нежность и чистота Аянами. Она добрая девочка с сильным сердцем. Молчалива, но способна на многое.» А про аниме в целом она замечает: «Вспоминаю свой подростковый возраст и хорошо понимаю чувства персонажей.»

[9:30] Журналисты уделяют особое внимание этой девушке-косплееру. Она 20-летняя студентка. На самом деле, ей не очень нравится безэмоциональная сторона Рей Аянами, она любит, когда та вдруг проявляет чувства.

Девушка идет в мастерскую, специализирующуюся на косплее, и заказывает особый костюм. Через месяц он готов. И вот в этот вечер на очередном тусиче косплееров девушка уже отплясывает в костюме пилота Евы, который носила в аниме Рей. Сообщают, что этот костюм обошелся в немалые 350 тысяч иен.

Зажигательный танец Рей Аянами

[12:40] Журналисты обращаются к еще одной теме, связанной с «Евангелионом» — фанатские странички в интернете. Показывают окошко Internet Explorer’а: кто-то выкладывает свои картинки, созданные с помощью компьютерной графики; кто-то делает странички, посвященные отдельным персонажам; все по-своему выражают интерес ко вселенной аниме.

Показывают одну из таких художниц. 24-летняя девушка особенно полюбила дизайн врагов в «Евангелионе». Также она рассказывает, что в подростковом возрасте не любила учиться и не слышала похвалы от родителей. Но она любила рисовать, и учитель рисования очень хвалил ее работы. Услышав такие добрые слова, она определила для себя, что это то, что она должна делать. Во время просмотра «Евангелиона» она вспомнила эти свои чувства, увидев жизненную ситуацию Синдзи: у него есть только один вариант, лишь одно дело, которое он может и должен делать — пилотировать Еву. Художница обнаруживает еще одну схожесть — как Синдзи управлял Евой, чтобы заслужить похвалу своего отца, так и она рисовала, чтобы получать хорошие оценки и радовать родителей, надеясь на их похвалу.

[16:55] Показывают режиссера «Евангелиона» Хидэаки Анно. Он пытается понять старшеклассниц: в своем произведении старается ухватить реальный образ девушек-подростков и понять современных детей.

Журналисты отправляются на улицы Токио и спрашивают молодых девушек про «Евангелион». Первая группа признается, что не смотрела, но делала тематические фотографии-пурикура.4Пурикура это автоматы для фотографий, которые улучшают изображение и позволяют добавлять надписи и картинки, а потом распечатывать фотографии; своего рода фильтры и маски за 20 лет до того, как они появились в телефонах Вторая группа рассказывает, что в классе есть фанаты «Евы», а еще что когда видят парней с брелками по «Евангелиону», то выглядит это стремно (и много смеются). Третья группа отмечает: «Непонятно, почему популярно?», и говорят, что сами смотреть не собираются.

Поскольку случайно найти школьниц, которые смотрели «Евангелион» не получается, то журналисты просят посмотреть это аниме трех 17-летних старшеклассниц.

Мнения до просмотра такие:

  • «Не знаю, что это»,
  • «Выглядит как что-то для задротов»,
  • «Трудное для понимания».

После просмотра:

  • «Могу понять чувства героев. Например, у меня могут быть свои ценности, но другие люди могут их не понимать. При этом не хочется, чтобы другие люди тебя презирали. В этом аниме показано то, о чем задумываешься изо дня в день»,
  • «Во время просмотра не очень задумывалась об этом, но потом ловила себя на мысли, что в аниме были затронуты близкие мне темы. Например, я тоже не знаю, нужна ли я кому-то. Задумываюсь о таком, когда одна.»,
  • «(Журналистка) Бывает ли, что задумываешься так же, как и Синдзи, о том, что ты не нужна в этом мире? — (Школьница) Да, бывает такое. Типа думаю: даже если сейчас умру, то все равно никто не заметит, наверное.»

[20:20] Журналисты в студии отмечают, что до просмотра школьницы воспринимают «Евангелион» свысока и с некоторой неприязнью, но после знакомства начинают испытывать сочувствие к персонажам.

Также журналист делится своим неожиданным для него наблюдением, что переживания современных подростков такие же, как были и у него в юношестве — много мыслей о жизни и о себе. При этом раньше ответы находили в книгах, например, в произведениях японского классика Осаму Дадзая. А теперь это место занимает такое аниме как «Евангелион», произведение, в котором умело сочетается развлечение и философия.


По-моему, очень интересно посмотреть на то, как воспринимали молодые люди «Евангелион» более 23 лет назад. И как это восприятие изменилось к нашему времени. Изменилось ли?

А еще просто забавно осознавать, что всем людям из этого репортажа, уже около 40-50 лет. Кто они и где они сейчас? И какую роль «Евангелион» сыграл в их жизни между летом 1997-го и весной 2021-го?


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий