16 сентября в кинотеатрах выходит фильм японского режиссера Сиона Соно (園子温) «Узники страны призраков» (Prisoners of the Ghostland). Причем это американский фильм, а в главных ролях Николас Кейдж и София Бутелла. И если такое сочетание кажется вам странным, то приготовьтесь, что это только начало…
Я опущу введение в сюжет и объяснение мира фильма, но не потому что боюсь испортить вам сюрприз. К тому же в трейлере выше уже сказано все, что должно быть сказано. Не бойтесь спойлеров — этот фильм НЕВОЗМОЖНО проспойлерить.
Вместо этого сразу перейду к выкладыванию своих мыслей и впечатлений от просмотра.
Каждая сцена и каждый кадр «Узников страны призраков» с головы до ног обвешаны чеховскими ружьями, но вот только оказывается, что половина из них это не ружья вовсе, вторая половина не стреляет, а если и стреляет, то не в ту сторону или флажками с надписью «Бум!» как в мультиках.
Другими словами, вам очень много всего показывают, но почти ничего не объясняют. Вы оказываетесь на выставке современного искусства, но не из тех, которые прямо говорят о проблемах микропластика и о черепашках с пакетами из «Пятерочки» на головах, а из тех, где вы просто смотрите на разные вещи и понимаете, что главное объяснение, зачем они существуют это «Во-первых, это красиво…».
Сион Соно это японский режиссер, который снял кино под завязку набитое образами, с которыми ассоциируется Япония в массовом западном (или даже мировом) сознании. Причем это именно выхолощенные образы, без смысла и глубины, просто яркая картинка, на которую так радостно смотреть, придыхая «Ого, это так необычно! Они будто с другой планеты!».
Это кино, которое мог бы снять тот, кто в био в Твиттере пишет что-то вроде «Я фанат Японии — обожаю аниме и суши!» и носит футболку бренда ТВОЕ с иероглифами. Гейши в кимоно, самураи с катанами, характерная деревянная архитектура, надписи на японском. Но все же это кино от японского режиссера, поэтому образность получает какую-то особенную глубину. Стереотипические представления о Японии совершили путешествие с Запада в Страну восходящего солнца и обратно — и получившаяся в итоге «Япония Сиона Соно» набралась какой-то запредельной аутентичности, в то же время оставшись просто яркой цветной открыткой.
Впрочем, режиссер часто идет дальше и превращает откуда-то знакомые образы в полнейший фарс. Что у нас тут, яркая открытка для наивных туристов? Добавим БОЛЬШЕ КРАСНОГО! Так, живущие в неволе девушки из веселых кварталов Ёсивара сидят за деревянными решетками, чтобы клиентам было удобнее выбирать, ровно так, как это было в период Эдо, но случись на улице переполох — и они достают смартфоны, чтобы заснять контент повиральнее для своих Тик Токов и Инстаграмов.
Кино сделано с поразительным вниманием к деталям, к проработке декораций и образов. Учитывая общую фантасмогоричность, абсурдность и безумность происходящего, легко ожидать, что фильм ударится в тотальный треш с картонными задниками и костюмами из бросового материала и либо предложит заполнять зрителю зияющие дыры воображением, либо сделает вид, что специально делает «так плохо, что уже хорошо», чтобы зритель мог порадоваться, какой он умный, и довольно заметить — «Это кичь!». Здесь же ничего такого нет. Нет однозначных провалов. Нет торчащих сверху микрофонов. Вместо этого зрителя радуют бесконечной чередой сцен и картинок, которые просто приятно и интересно рассматривать.
После первого просмотра сложно точно сказать, есть ли в сюжете фильма какая-то глубина, или это просто события, которые выстроены в одну линию (хотя иногда линия то делает зигзаги, то сворачивается в петли). Но благодаря сюжету чехарда образов склеивается в довольно складное единое полотно. Сюжет снижает степень рандомности происходящего, отчего каждый новый образ не утомляет, а вызывает интерес. Очень многие персонажи, локации и действия так и остаются непонятными, но нет сомнений, что они неслучайны. Где-то там у них есть своя история, где-то там за их действиями есть логика…
Формат фильма как произведения, которое люди будут смотреть в кинотеатрах, заставляет режиссера развернуть всю галерею гейш, самураев, ковбоев, людей-манекенов, крысолюдей-механиков, последователей культов и всех-всех-всех за чуть больше чем полтора часа. Однако легко представить, что все это могло бы быть огромной мангой на пару сотен томов, в которых мы бы точно узнали чувства, мысли и бэкстори абсолютно каждого человека в каждом кадре.
В поддержку комиксо-манговости фильма можно записать и порой запредельно пафосные, порой аляповато-нелепые, а иногда просто комичные фразочки и действия основных героев. Они больше подходят черно-белым героям, нарисованным строгими мощными линиями, чем живым людям.
Николас Кейдж в роли Героя из фильма «Узники страны призраков»
Кэнсиро, главный герой манги и аниме «Кулак Северной звезды», вы его знаете по фразе Omae wa mou shindeiru (Nani?!)
«Узники страны призраков» это вроде как фильм категории Б, но не совсем. Вроде как беспорядочная и бессмысленная фантасмагория, но не совсем. Вроде как американский фильм, но не совсем. Вроде как японский фильм, но не совсем. В общем, это кино, которое плохо вписывается в рамки, но стоит признать, что выбивается из рамок оно не в сторону дна, а наоборот.
Дзюндзи Ито, известный японский мангака, работающий в жанре сводящих с ума ужасов, в одном из интервью высказал мысль, что ему нравится создавать самому и нравится, когда другие тоже создают то, чего раньше никогда не было. То есть его главная задача не напугать, а удивить, заинтересовать и открыть что-то новое. Фильм Сиона Соно следует тем же принципам — это что-то новое, это новый мир, герои и история, которых никогда не было до этого. И поэтому они интересны.
Добавить комментарий